на главную
об игре
Half-Life 19.11.1998

Half-Life: Before

Рекомендую сыграть в этот мод. Он очень маленький — в нём всего две карты — так что много времени это не отнимет (полчаса максимум). Сразу предупреждаю, что первая карта ничем выдающимся не блещет, хотя плохой её назвать нельзя, и у неё есть пара фишек. Но, Oh My Gordon Freeman, как я ржал, когда загрузилась вторая карта, вот это был вынос!!11 К первому апреля модец в самый раз :D Настоятельно не рекомендую смотреть мои скриншоты (всё равно не осилите — их больше двухсот!), да и читать всё, что я спрятал в спойлеры, тоже. Играть несложно, так что опытным игрокам рекомендую включать сразу хард.

Мод можно скачать с моддб:
www.moddb.com/mods/half-life-before
(если моддб напишет что-то про members only, закройте окошко, нажмите Download и сразу кликните по ссылке "try another mirror", а там уже выбирайте любой сервак, какой понравится)
Для мода с геймплеем на полчаса из двух карт он весит многовато, но автор, к счастью, отдавал себе в этом отчёт и выложил на моддб "lite"-версию (хотя распакованная она занимает ненамного меньше, 40+ мб vs 60+).
Кроме того, мод — ВНЕЗАПНО — доступен через Steam:
store.steampowered.com/app/261980/

Мод на базе Спирита, под WON-ку вроде не пойдёт (автор озаботился созданием сплэш-картинки для вонки, на которой написал предупреждение о необходимости версии 1.1.1.1 — насколько я понимаю, это номер версии стимовского hl.exe).

Подсказка застрявшим на первой карте

Если вы застряли и не знаете, куда идти, посмотрите внимательно вокруг себя и поищите ящик. В двух местах первой карты надо будет просто подвинуть pushable ящик, чтобы забраться повыше.
Ну и там ещё есть взрывной ящик — его, конечно же, нужно подорвать, чтобы можно было вернуться.

Сюжет и прочее

Сюжет? Да кого это вообще волнует??77!!11...

Что, всё-таки волнует? А как же спойлеры?

Спойлеры здесь

Как ни странно, несмотря на крошечный размер, какой-то сюжет у мода есть. Завязка написана прямо на картинке в меню игры — как удобно! Хотя я не совсем понял, как это всё соотносится с событиями в самой игре, ну да ладно. Судя по картинкам, разбросанным по первой карте, ксеновские твари — всего-навсего результат генетических экспериментов. Каждую из них ласково называют генмодами, и им всем присвоено по порядковому номеру. Бред? Бред. С сюжетом ХЛ вообще никак не соотносится. Впрочем, когда я играл в мод, то у меня в принципе не было ощущения, что я играю в ХЛ, слишком уж всё отличалось. Мб, частично потому, что я не привык к HD-паку (да и вообще некоторые модели в нём мне не нравятся, этих alient grunt'ов, например, я вообще всерьёз не воспринимаю), частично из-за прочих моделей и звуков. К тому же, непривычно видеть в халфе дождь :) Эффект дождя, кстати, неплох, только вот фигово, что он идёт в закрытых помещениях... Карта тоже не похожа на что-либо, что мы видели в ХЛ, хотя, в принципе, корабль, на котором происходит действие, навевает мысли о Бореалисе (Борее? чёрт, забыл, как правильно). Плюс музыка, которая в стиле кваки играет на протяжении всей игры. Этот момент автор реализовал интересно, музыка меняется по мере продвижения игрока. Ещё интересный трюк: когда игрок хватает или протаскивает ящик, срабатывает триггер и появляются враги. Довольно неожиданно получается, кажется, что вроде бы уже побегал, всех везде перемочил, а тут такой сюрприз :)

Спойлер

В ридми автор указал целых пять багов (не многовато ли на мод из двух карт?), но я поймал только один из них: контролёры не падают на землю.
Тем не менее, на всякий случай посоветую сохраниться перед прыжком в ДЫРУ.

Спойлер

Мод включает в себя более двухсот файлов (в т. ч., вадник с 200+ текстур), общим весом более 60 метров, большую часть из них занимают модели (120 штук на 20+ Мб), звук и музыка в формате MP3 (15 Мб), а также вадник с текстурами (9+ Мб), в карты текстуры не включены. Также мод содержит кастомное небо и спрайты.
Модели большей частью потырены из HD pack'a (между прочим, я внезапно обнаружил, что HDP, который есть у меня, и теперешний HDP в Стиме отличаются: например, изменилась модель Гмена, причём новая хуже), но есть и куча новых, всевозможные вариации и просто рескины. У меня есть подозрение, что не все из них используются в моде. Например, нафига тут монструозная 1676-полигональная модель snark.mdl с текстурой 512x512, которую я в моде не увидел? Модель, кстати, подозрительно знакомая... У меня такая лежит в HD-паке для ХЛС.
Ещё тут есть высокополигональная (3k+) модель Гордона, красивая, но с изъяном — лицо и шею Гордона прочерчивает полоса. Модель вроде бы можно заметить (но не разглядеть толком) в конце игры (в начале, и в thirdperson используется стандартная player.mdl, хотя у gordon.mdl вроде бы есть все анимации).
В игровом кэше, который я скачал, в этой папке нашлось лишние копии моделей — все относятся к 9mmhandgun: p_модель, v_модель и w_модель — у всех трёх было по копии, ничем не отличающихся от оригиналов(они так и называются, "*_9mmhandgun - копия.mdl"). В папке resource\background зачем-то лежит апскейленная версия стандартного бэка ХЛ (файлы 1280_*), который тоже не используется, так что его тоже можно убрать. А в папке sprites есть подкаталог sprites, который содержит копии почти всех спрайтов. Таким образом, мод можно облегчить более, чем на пять метров, просто поубирав все эти бессмысленные и бесполезные копии. И это я ещё не вспомнил про сохранки в папке SAVE — ну ваще, представьте, если б ХЛ шла в комплекте с сейвом на середину игры. Или сразу на заключительные титры.

Набор моделей вообще вызывает вопросы. Соседство, в общем-то, низкополигональных моделей HDP с монструозными моделями пистолета и арбалета (на 4k+ полигонов каждая) невозможно оправдать. Знакомство с турелями (sentry.mdl) в моде вовсе озадачивает — почему у них такая странная текстура? Модель turret.mdl вроде ещё нормальная, но в игре отображается как-то неправильно (правда, я играл в Software, мб, какой-то его глюк).
К тому же, по крайней мере, какую-то (если не большую) часть "новых" моделей и прочего контента, очевидно, сделал не автор мода, но из короткого ридми это понять нельзя (там явно указаны только авторы музыки, одной модели, некоторых звуков и текстур — опять-таки непонятно, всех или только части; все остальные перечислены скопом в "special thanks", хотя по названиям файлов можно понять, например, что часть моделей и звуков сделал BuZZeR). Кроме того, я догадался, что спрайт nm_rain2.spr позаимствован из They Hunger'a (только там он называется nm_rain.spr). В sprites ещё зачем-то лежат куча явно девелоперских спрайтов типа multimanager.spr, trigger.spr и pathcorner.spr. Не в пользу автора также звучат названия некоторых текстур в ваднике: такие осмысленные имена, как 1, 3, 8, 29 и особенно, 2332 (которая подозрительно — до последнего пикселя — напоминает текстуру "3") ввергают в ужас любого более-менее опытного маппера. Ему самому-то удобно с такими названиями??! Удручает также то, что автор не потрудился составить materials.txt, из-за чего нестандартные текстуры звучат одинаково и, например, избивая ящик, вы не услышите характерного треска дерева (а ещё на ящике появляются очень странные декали повреждений... напоминающие таковые для стекла).

Вы можете спросить: а к чему это всё? Кто в наше время терабайтовых винчестеров беспокоится о лишних десятке-другом файлов на пару мегабайт, и зачем так акцентировать на этом внимание?
Понятное дело, что все лажают. Кто-то по молодости, кто-то по глупости, а кто-то просто устал. В обычном случае это всё верно и к этом следует относиться с пониманием... но Half-Life: Before — не совсем обычный мод. Если вы зайдёте на страницу автора, то увидите, что он позиционирует себя как "профессионал", который около пяти лет проработал в игровой индустрии. Как профессионал, к тому же, пробившийся в Steam Greenlight, он должен подавать пример всем новичкам и рядовым любителям. Как профессионал, у него должно быть привычкой тщательно проверять и готовить свою работу перед сдачей. И, разумеется, он должен понимать, что следует с осторожностью использовать чужие материалы в своей работе.
Тем более странно видеть столь низкое качество релиза. Вы только вдумайтесь: мод из двух карт — в котором чужого контента чуть ли не больше, чем оригинального, плюс куча бесполезного хлама и мусора, багов и недочётов — выложен в Стиме! В данной ситуации это, скорее, камешек не столько в огород автора (хотя, будь на его месте, я бы трижды подумал, прежде чем отсылать подобный довольно средненький — хотя и остороумный — да к тому же крохотный модик в Greenlight), сколько самого Стима. Это определённо указывает: подгнило что-то в королевстве Вальвском...
Я думаю, со мной согласятся многие, что если что-то лежит в Стиме, то мы ожидаем, что это действительно качественный — неважно, сингловый или мультиплеерный — мод, разработанный опытной и сплочённой командой практически с нуля, имеющей и активно использующей практически исключительно свой, уникальный контент. Пусть даже не уровня Cry of Fear или Paranoia, но хотя бы уровня They Hunger, Half-Quake или даже Azure Sheep. В ином случае, Steam'у придётся превратиться в зеркало моддб, а Вэлвы будут вынуждены хостить все моды у себя (впрочем, не скажу, что я против :D хоть какая-то польза от их системы цифровой диктатуры!).

Стоит отметить, что в lite-версии мусор практически отсутствует (но нет музыки и HDP), но в Стиме-то у вас выбора, какую версию качать, нет.

Как я нашёл этот мод

Хотел сделать себе свежую пиратку, залез на КСманию, чтобы выкачать игровой кэш и очень удивился, обнаружив среди официального добра мод под названием Half-Life: Before. Ещё забавнее оказалось, что это мод от р̶у̶с̶с̶i iк̶о̶г̶о̶ украинского маппера под ником Gua (поэтому в файлах мода полно русских и украинских названий (td_kirzachi.mdl :)). У меня в закладках даже была его страничка на cs-mapping.com.ua, но теперь она почему-то не работает, ХЗ WTF. До этого мода Gua запилил несколько карт для контры, мода Vampire Slayer и даже сингловую карту для They Hunger — th_escape. К сожалению, с его сайта можно скачать только контровский маппак, остальные ссылки подохли, тем не менее, vs_hangar можно найти на геймбанане, а vs_blairwitch я нашёл вовсе на каком-то латиноамериканском форуме (ИЧСХ, посвящённом халфе, контре и, внезапно, GTA) на задворках интернета, в составе маппака. Мб, вы найдёте источник получше.
Что касается карты для They Hunger, то я неожиданно обнаружил русский сайт, автор которого выложил несколько сингловых карт для этого мода (по-видимому, ранее загруженных им с ныне почившего City17.ru), которые я считал утерянными, в т. ч., и Escape:
hl-faction.ru/mods.php
Я вроде играл в какие-то из них, но уже мало что помню, в любом случае, взглянуть на них будет интересно.

Интересный факт

На самом деле, в моде не две, а целых три карты, но последняя негеймплейная. По ней просто летает камера и показывает ники людей, возможно, помогавших автору делать мод или просто позаимствовавших ему свой контент. Очень напоминает greetings демосценеров, мне понравилось:
http://pix.playground.ru/tag/gameend/
Но вот что меня удивило — эта карта явный потомок мапы aew_lab, которая входит в состав довольно старого мода amckerns Explosion Wars. Мод интересен тем, что он был создан за девять часов (ИЧСХ, в нём тоже только две карты). Вот и всё, что есть итересного в этом моде. Ну ок, ещё aew_lab — в принципе, неплохая по дизайну мапа, но маленькая. Чем, кроме карт, этот мод отличается от обычной ХЛ, я так и не понял.
Насколько я понимаю из фразы:
"The mod, of course is built around DaveJ open source, so I give massive credits to him for aEW version 1, though a full retexture has been done to aew_out"
Обе карты мода были созданы DaveJ'ем и опубликованы в виде (или вместе с) исходников, возможно, в составе какого-нибудь СДК, подготовленного и опубликованного им. К сожалению, более подробной инфы я не нашёл, хотя точно знаю, что DaveJ опубликовал ETC и ETC2 в виде исходников карт и кода (свой код был только у второго) — возможно, aew_lab, aew_out и gameend ведут своё происхождение от них. Санта-Барбара.
Только, в отличие от amckern'a, Gua "massive credits" не дал.
А вообще, это даже забавно: мод amckern'a тоже состоит практически целиком (даже в большей мере) из чужого контента. Те же модели игроков были взяты из Sven Coop. Автор даже "сделал" ботов, взяв за основу rhobot и, возможно, как-то модифицировав их (но опять-таки, характер модификаций так и остаётся невидимым глазу и потому неизвестным).
И что самое интересное — этот мод тоже получил некоторую известность. Как пишет автор:
"aEW Has been on the PC Gamer UK Cover DVD Issue 130
A small review was made, by the cover editor, and can be read in the 130 Issue".
Мда, 2003-2013, моддеры хранят свои традиции.

И всё же, несмотря на разгромную рецензию, которая у меня получилась, мод всё же чертовски меня рассмешил, и я в самом деле рекомендую пройти его до конца. Быть может, это как раз тот случай, когда небольшая длительность — плюс, а не минус.

Скриншоты

Всё же советую сперва поиграть.
Первая карта
Вторая карта
Третья карта
Все

Комментарии: 0
Ваш комментарий