Guillaume de Machaut



Гийом де Машо (1300-1377) - французский поэт, композитор. Представитель Ars nova. В произведениях Машо традиции музыкально-поэтического рыцарского искусства сочетаются с достижениями в области полифонии. Создал тип изоритмического мотета, а также многоголосные 6аллады.

Стиль: Ars Nova, medieval sacred music
Страна: Франция
Время: XIV век



Историческая роль Гийома де Машо намного более значительна. Без него во Франции вообще не было бы Ars nova. Именно его музыкально-поэтическое творчество сосредоточило в себе главнейшие особенности этой эпохи. Машо стоял в центре эпохи, воплощал ее. В его искусстве собраны важные линии, проходящие, с одной стороны, от музыкально-поэтической культуры трубадуров и труверов в ее давней песенной основе, с другой же - от французских школ многоголосия XII-XIII веков.

О жизненном пути Машо до 1323 года мы, к сожалению, ничего не знаем. Известно лишь, что он родился около 1300 года в Машо. Где и когда он получил образование, не установлено. Вместе с тем он был весьма образованным поэтом широкой эрудиции и подлинным мастером своего дела как композитор. Первая дата, с которой связан факт биографии Машо, - 1322 или 1323 год, когда началась его служба при дворе короля Богемии Яна Люксембургского (сначала в должности клерка, затем королевского секретаря). Нет сомнений в том, что уже тогда, в молодом возрасте Машо как образованный и одаренный человек чем-либо заявил о себе в Париже: иначе его не рекомендовали бы герцогу Люксембургскому (который был тесно связан с Францией по воспитанию и образу жизни). Более двадцати лет Машо находился при дворе короля Богемии, то в Праге, то постоянно участвуя в его походах, путешествиях, празднествах, охотах и т. д. В свите Яна Люксембургского ему довелось побывать в крупных центрах Италии (Бреша, Парма, Милан, Лукка), в Германии в Польше. По всей вероятности, Машо отлично знал искусство миннезингеров, которые в его время постоянно появлялись при пражском дворе. Все это дало Гийому де Машо множество впечатлений и всецело обогатило его жизненный опыт. После смерти короля Богемии в 1346 году он находился на службе французских королей Иоанна Доброго и Карла V, а также получил каноникат в соборе Нотр-Дам в Реймсе.

Музыкально-поэтическое творчество Машо развивалось, таким образом, в своеобразных и достаточно беспокойных условиях (особенно когда он служил при дворе Яна Люксембургского). Это, впрочем, не помешало, а скорее даже способствовало его известности как поэта. Машо был высоко ценим при жизни, а после смерти в 1377 году прославлен современниками в пышных эпитафиях. Эсташ Дешан написал балладу на его смерть, а Ф. Андрие положил его стихи на музыку. Машо оказал значительное влияние на французскую поэзию, создал целую школу (к ней причисляют ранее всего Эсташа Дешана и Жана Фруассара), для которой характерны близкие ему, разработанные им формы стихотворной лирики.

В творчестве Машо поэзия и музыка очень тесно связаны: он создавал музыку на собственные стихи. Но далеко не все поэтические произведения его послужили основой для музыкальных композиций: многие из них остались созданиями поэта. Так, из двухсот с лишним баллад Машо на музыку положено всего сорок две. Порой же он снабжал свои крупные поэтические произведения музыкальными вставками, как это было принято и ранее. Так, в его поэму "Лекарство Фортуны" входят баллада, балладель, виреле, ронделе, ле и другие.

Масштабы музыкально-поэтического творчества Машо при многосторонней разработке жанров, самостоятельность его позиций, которая оказала сильнейшее воздействие на французских поэтов, высокое мастерство музыканта - все это делает его первой столь крупной личностью в истории музыкального искусства.



Творческое наследие Машо более обширно и многообразно, чем у кого-либо из его предшественников. К тому же оно и лучше сохранилось во многих рукописных копиях, среди которых есть записи его сочинений, украшенные цветными миниатюрами. Машо создал 23 мотета, 42 баллады, 22 рондо, 32 виреле, 19 ле, ряд канонов, а также мессу.

Рекомендуется к прочтению:
Т. Ливанова, "История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник" в 2-х тт. Т. 1, М., Музыка, 1983

Полная биография и дискография:
www.medieval.org/emfaq/composers/machaut.html

Послушать и ознакомиться:
http://www.playground.ru/redirect/
http://www.playground.ru/redirect/
http://www.playground.ru/redirect/
http://www.playground.ru/redirect/

Подборка произведений:


Православие. Не только. Католической церкви из Духа, Души и тела, то Душа, Душевное, не-Духовные потребности обязательно должны находить эту Музыку.
Музыка так и пропитана атмосферной средневековой Европы. Настаиваю на прослушивании.

Познание веры и истории Музыки - дело всей жизни. Многие (а некоторые, говорят что это лучшая часть Души) считают взаимосвязь веры и Музыки еще и главным фактором здравой жизни.

Когда Вы сможете отрешиться от диаволового начала, когда сможете стереть "следы death металла", будь-то путём физического вмешательства святых людей, или же добровольного осознавания и отказа, то перед Вами предстанет прекрасный, светлый и неизвестый Вам доселе мир средневековой Музыки в котором дай Бог Вам наконец-то найти правильный путь и обрести себя.

Я настаиваю на прослушивании. Всем спасибо за внимание.
0
Спасибо. Поставлю в очередь на прослушивание.

Антонин, а как вы относитесь к армянской духовной музыке? Я тут была в Питере, зашла в армянскую церковь просто так, из интереса. Там приятная атмосфера. Потом стало интересно поискать что-то из музыки. Оказывается, у них традиция идет еще с 5-го века.





Это пока из сборников, часто в современной обработке. Могу выложить ссылки на них в соответствующей теме по средневековой музыке.
0
Astilla, Я в целом положительно отношусь к Армянам , но, к своему сожалению, не удавалось еще побывать в этой чудной стране, ни по отдыху, ни по работе. Как появится шанс, то обязательно ознакомлюсь с географией местных церквей и приобрету работы их музыкальных авторов. Но музыку в современной обработке не приемлю ни под каким предлогом. Музыка должна быть самобытной и аутентичной. А так же доступной для всех желающих, которых здесь не наблюдается. Но Вам спасибо и на этом. Гийом ведь это не просто музыка, а целая эпоха.
0
Ой, какой интересная тема. Я люблю историю, ну и историю музыку в частности. Хорошая музыка, стоит её слушать? Как считаете?
0
Илья, удали эти высеры Аномаликса.
0
DJ Nom, любовь к истории никоим образом не коррелирует с любовью к средневековой музыке, а тем более к такому её представителю, несомненно значимому, как Гийом де Машо. Историю какой музыки вы изучаете?
По поводу качества музыки ваш вопрос меня удивил, в плохом смысле этого слова. Тема создана мной, вы за кого меня принимаете? С такими вопросами можете сразу идти к черту.
А ваши сомнения вызваны двумя причинами: во-первых, недостаточной верой в искупительную силу Святого таинства, и во-вторых, действительно, при подготовке к прослушиванию Святой музыки надо было исповедать свои грехи. Я достаточно просто всё объяснил.
0
Авторизуйтесь, чтобы принять участие в обсуждении.