Тоталитаризм=Демократия

Кара-Мурза

Демократия, тоталитаризм и манипуляция сознанием


Как мы установили, манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.
Уже из этого очень краткого определения становится ясно, что манипуляция сознанием как средство власти возникает только в гражданском обществе, с установлением политического порядка, основанного на представительной демократии. Это - «демократия западного типа», которая сегодня, благодаря промыванию мозгов, воспринимается просто как демократия - антипод множеству видов тоталитаризма. На самом деле видов демократии множество (рабовладельческая, вечевая, военная, прямая, вайнахская и т.д. и т.п.). Но не будем уклоняться.
В политическом порядке западной демократии сувереном, то есть обладателем всей полноты власти, объявляется совокупность граждан (то есть тех жителей, кто обладает гражданскими правами ). Эти граждане - индивидуумы, теоретически наделенные равными частицами власти в виде «голоса». Данная каждому частица власти осуществляется во время периодических выборов через опускание бюллетеня в урну. Равенство в этой демократии гарантируется принципом «один человек - один голос». Никто кроме индивидуумов не обладает голосом, не «отнимает» их частицы власти - ни коллектив, ни царь, ни вождь, ни мудрец, ни партия.
Но, как известно, «равенство перед Законом не означает равенства перед фактом». Это популярно разъяснили уже якобинцы, отправив на гильотину тех, кто требовал экономического равенства на основании того, что, мол, «свобода, равенство и братство», не так ли? В имущественном смысле равные в политическом отношении граждане не равны. И даже обязательно должны быть не равны - именно страх перед бедными сплачивает благополучную часть в гражданское общество, делает их «сознательными и активными гражданами». На этом держится вся конструкция демократии - «общества двух третей» .
Имущественное неравенство создает в обществе «разность потенциалов» - сильное неравновесие, которое может поддерживаться только с помощью политической власти. Великий моралист и основатель политэкономии Адам Смит так и опpеделил главную pоль госудаpства в гpа¬ж¬данском обществе: «Пpиобpетение кpупной и обшиpной собственности возможно лишь при установлении гpажданского пpавительства. В той меpе, в какой оно устанавливается для защиты собственности, оно становится, в действительности, защитой богатых пpотив бедных, защитой тех, кто владеет собственностью, пpотив тех, кто никакой собст¬вен¬ности не имеет».
Речь здесь идет именно о гражданском правительстве, то есть о правительстве в условиях гражданского общества. До этого, при «старом режиме», власть не распределялась частицами между гражданами, а концентрировалась у монарха, обладавшего не подвергаемым сомнению правом на господство (и на его главный инструмент - насилие). Как и в любом государстве, власть монарха (или, скажем, генсека) нуждалась в легитимации - приобретении авторитета в массовом сознании. Но она не нуждалась в манипуляции сознанием. Отношения господства при такой власти были основаны на «открытом, без маскировки, императивном воздействии - от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа - с использованием грубого простого принуждения». Иными словами, тиран повелевает, а не манипулирует.
Этот факт подчеркивают все исследователи манипуляции общественным сознанием, отличая способы воздействия на массы в демократических и авторитарных или тоталитарных режимах. Вот суждения видных американских ученых:
Специалист по средствам массовой информации З.Фрейре: «До пробуждения народа нет манипуляции, а есть тотальное подавление. Пока угнетенные полностью задавлены действительностью, нет необходимости манипулировать ими».
Ведущие американские социологи П.Лазарсфельд и Р.Мертон: «Те, кто контролируют взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие».
Известный и даже популярный специалист в области управления С.Паркинсон дал такое определение: «В динамичном обществе искусство управления сводится к умению направлять по нужному руслу человеческие желания. Те, кто в совершенстве овладели этим искусством, смогут добиться небывалых успехов».
Хотя идеология, эта замена религии для гражданского общества, возникла как продукт Научной революции и Просвещения, в Европе, главным создателем концепции и технологии манипуляции массовым сознанием с самого начала стали США. Впрочем, они - порождение Европы (как говорили уже в XVIII веке, США - более Европа, чем сама Европа) Здесь, на пространствах, свободных от традиций старых сословных культур, возник индивидуум в самом чистом и полном виде. У «отцов нации» и состоятельного слоя Соединенных Штатов появилась острая потребность контролировать огромную толпу свободных индивидов, не прибегая к государственному насилию (оно было попросту невозможно и противоречило самой идейной основе американского индивидуализма). В то же время не было возможности взывать к таким этическим нормам, как уважение к авторитетам - США заселили диссиденты Европы, отрицающие авторитет. Так возник новый в истории тип социального управления, основанный на внушении. Писатель Гор Видал сказал, что «американскую политическую элиту с самого начала отличало завидное умение убеждать людей голосовать вопреки их собственным интересам».
В целом, один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г.Шиллер дает такое определение: «Соединенные Штаты совершенно точно можно охарактеризовать как разделенное общество, где манипуляция служит одним из главных инструментов управления, находящегося в руках небольшой правящей группы корпоративных и правительственных боссов... С колониальных времен власть имущие эффективно манипулировали белым большинством и подавляли цветные меньшинства».
Можно сказать, что американцы совершили научный и интеллектуальный подвиг. Шутка ли - создать в кратчайший срок новаторскую технологию управления обществом. То, что в других обществах складывалось тысячи лет, что в европейской культуре имело в своей основе уже огромные, обобщающие философские труды (такие как «Политика» Аристотеля и «Республика» Платона), в США было сконструировано на голом месте, по-новому, чисто научным и инженерным способом. Герберт Маpкузе отмечает это огромное изменение: «Сегодня подчинение человека увековечивается и pасшиpяется не только посpедством технологии, но и как технология, что дает еще больше оснований для полной легитимации политической власти и ее экспансии, охватывающей все сфеpы культуpы». Подчинение не посредством технологии, а как технология! Тиран создать технологию не мог, он всего лишь подчинял людей с ее помощью, причем используя весьма примитивные системы (топор и плаха - уже технология).
В США создавалась именно технология, и на это работал и работает большой отряд обученных, профессиональных интеллектуалов. Г.Шиллер отмечает: «Там, где манипуляция является основным средством социального контроля, как, например, в Соединенных Штатах, разработка и усовершенствование методов манипулирования ценятся гораздо больше, чем другие виды интеллектуальной деятельности».
Можно сказать: что в деле манипуляции специалисты США достигли совершенства - они обращают на службу правящим кругам даже те общественные течения: которые, казалось бы, как раз находятся в оппозиции к власти этих кругов. Известный американский ученый Ноам Хомский в книге «Необходимые иллюзии: контроль над сознанием в демократических обществах» пишет, что в течение 80-х годов правительству Рейгана и Буша в США удавалось проводить крайне правую социальную и милитаристскую политику при том, что в общественном мнении происходил сильный сдвиг в сторону социал-демократических принципов. При опросах подавляющее большинство поддерживало введение государственных гарантий полной занятости, государственное медицинское обслуживание и строительство детских садов, а соотношение сторонников и противников сокращения военных расходов было 3:1. Почти половина населения США была уверена что фраза «от каждого по способностям, каждому по потребностям» - статья Конституции США, а вовсе не лозунг из Коммунистического манифеста Маркса .
Философы Адоpно и Хоpкхаймеp, столь уважаемые нашими либеральными интеллигентами, в книге «Диа¬лек¬тика Пpосвещения» пpедста¬ви¬ли оpганизацию всей жизни в США как «индустpию культуpы, яв¬ляющуюся, возможно, наиболее изощpенной и злокачественной фоp¬мой тоталитаpизма». Так что речь, если на то пошло, идет не о выборе между демократией и тоталитаризмом, а между разными типами тоталитаризма (или разными типами демократии - название зависит от вкуса).
Если обращаться не к дешевой пропаганде по телевидению, а читать серьезные книги, то мы узнаем, что в самой западной философской мысли «демократических» иллюзий давно уже нет. Монтескье в своей теории гражданского общества предложил идею разделения властей, считая, что это ограничит тиранию исполнительной власти. Эти надежды не сбылись, что наглядно показала история Запада. В конце XIX века писатель Морис Жоли даже написал веселую книгу «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье», в которой тень Макиавелли как теоретика циничной и жестокой исполнительной власти в два счета объяснила Монтескье, как легко государь может манипулировать другими «ветвями власти» просто потому, что именно он контролирует финансы, даже не прибегая к более жестким средствам. А они тоже, когда надо, применяются.
Когда философы пишут всерьез, они отбрасывают ругательства вроде «тоталитаризма» или «культа личности», а говорят о двух типах деспотизма - восточном и западном. Современный французский философ С.Московичи видит главное отличие западного типа в том, что он опирается на контроль не над средствами производства, а над средствами информации и использует их как нервную систему: «Они простирают свои ответвления повсюду, где люди собираются, встречаются и работают. Они проникают в закоулки каждого квартала, каждого дома, чтобы запереть людей в клетку заданных сверху образов и внушить им общую для всех картину действительности. Восточный деспотизм отвечает экономической необходимости, ирригации и освоению трудовых мощностей. Западный же деспотизм отвечает прежде всего политической необходимости. Он предполагает захват орудий влияния или внушения, каковыми являются школа, пресса, радио и т.п... Все происходит так, как если бы шло развитие от одного к другому: внешнее подчинение уступает место внутреннему подчинению масс, видимое господство подменяется духовным, незримым господством, от которого невозможно защититься».
Представление же, будто наличие «демократических механизмов» само по себе обеспечивает свободу человека, а их отсутствие ее подавляет - плод наивности, почти неприличной . В какой-то мере эта наивность была еще простительна русским в начале века, но и тогда уже Бердяев писал: «Для многих русских людей, привыкших к гнету и несправедливости, демократия представлялась чем-то определенным и простым, - она должна была принести великие блага, должна освободить личность. Во имя некоторой бесспорной правды демократии мы готовы были забыть, что религия демократии, как она была провозглашена Руссо и как была осуществлена Робеспьером, не только не освобождает личности и не утверждает ее неотъемлемых прав, но совершенно подавляет личность и не хочет знать ее автономного бытия. Государственный абсолютизм в демократиях так же возможен, как в самых крайних монархиях. Такова буржуазная демократия с ее формальным абсолютизмом принципа народовластия... Инстинкты и навыки абсолютизма перешли в демократию, они господствуют во всех самых демократических революциях» .
Строго говоря, как только манипуляция сознанием превратилась в технологию господства, само понятие демократии стало чисто условным и употребляется лишь как идеологический штамп. В среде профессионалов этот штамп всерьез не принимают. В своей «Энциклопедии социальных наук» Г.Лассуэлл заметил: «Мы не должны уступать демократической догме, согласно которой люди сами могут судить о своих собственных интересах».

Комментарии: 19
Ваш комментарий

Тоталитаризм=Демократия.
Ложь=правда
Война=мир
Свобода=рабство
Эта тема плюсплюсовая.
Большой брат следит за тобой.

0

да не в том смысле...)тут название..лучше бы конечно поменять на Демократия=тоталитаризм...в данном случае я хотел показать их равенство...а не то что тоталитаризм порождает демократию...но видать все все воспринимают по разному...А еще лучше почитать то, что там написано.

0

своими словами слабо выделить суть в пару абзацев и изложить? заманали километровые копипастыы.. тут форум, а не библиотека.

0

Тут нет смысла что то вытаскивать.В религиозных темах постов огромных не меньше.Если это тебе не угодная тема, так и скажи.Не вижу тут ничего криминального.

0

своими словами слабо выделить суть в пару абзацев и изложить? заманали километровые копипасты.. тут форум, а не библиотека.

Точно! Мы на форум не читать пришли!

0

Однозначно. Я слишком ленив и занят этим вкусным бутербродом, чтобы читать столь длинную копипасту.
Государство = тоталитаризм.
И это замечательно.

0

Не вижу тут ничего криминального.
а ничего криминального и нет, кроме твоей лени и моих сомнений в том, что ты сам понимаешь суть своих копипаст.. расскажи в паре абзацев, что тут можно обсудить, задай, так сказать, тон дискуссии.. тогда норм будет.

Если это тебе не угодная тема
да я понятия не имею, о чем там речь, вот хотела у тебя, автора темы, спросить.. можешь рассказать, что выложил, или нет?

0

Текста стало поменьше.Но больше урезать нет смысла.Пропадет все самое интересное.


да я понятия не имею, о чем там речь, вот хотела у тебя, автора темы, спросить.. можешь рассказать, что выложил, или нет?---о том что, слово демократия есть ничто иное как самый обычный современный штамп.

0

Тоталитаризм=Демократия.
Различается лишь "обёртка" строев. А так всё очень даже похоже.

0

Всё не так просто как вы говорите.
Нельзя однозначно сказать, что Демократия и Тоталитаризм равны, существует множество других факторов определяющих факторов.

0

Гениальным изобретением для передачи сообщений людям, не привыкшим читать, были комиксы - короткие упрощенные тексты, каждый фрагмент которых снабжен иллюстрацией [61] . Став важной частью массовой культуры США, комиксы в то же время были, вплоть до появления телевидения, мощным инструментом идеологии. Можно сказать, что вся история современной американской идеологии неразрывно переплетена с историей комиксов. Изучавший феномен комиксов культуролог Умберто Эко писал, что комиксы «породили уникальное явление - массовую культуру, в которой пролетариат воспринимает культурные модели буржуазии в полной уверенности, что это его независимое самовыражение».

* Мы в России, стране с традиционной культурой чтения, с трудом можем представить себе ту роль, которую сыграли комиксы в формировании массового сознания американской нации. Они «вели» среднюю американскую семью из поколения в поколение, создавая стабильную «систему координат» и идеологических норм. В одной из книг по истории комиксов, изданной в 1977 г., приведены данные об известных сериях, которые к тому моменту издавались без перерыва в течение 80 лет! Известной уже и нам серии «Супермен» недавно исполнилось 59 лет непрерывного издания. Французский исследователь комиксов пишет об их персонажах: «Американец проводит всю свою жизнь в компании одних и тех же героев, может строить свои жизненные планы исходя из их жизни. Эти герои переплетены с его воспоминаниями начиная с раннего детства, они - его самые старые друзья. Проходя вместе с ним через войны, кризисы, смены места работы, разводы, персонажи комиксов оказываются самыми стабильными элементами его существования».

* Об идеологическом смысле сообщений, закладываемых в комиксы, мы поговорим ниже. Сначала факты. Насколько необходимым «духовным хлебом» стали для американцев комиксы, говорит такой случай. Незадолго перед второй мировой войной забастовка типографских рабочих вызвала перебои в поступлении комиксов в киоски. Возмущение жителей было так велико, что мэр Нью Йорка в эти несколько дней лично зачитывал комиксы по радио - чтобы успокоить любимый город. Жители одного городка штата Иллинойс устроили референдум и переименовали свой город в Метрополис - вымышленный город, в котором действовал «Супермен».

* Крупные исследования с применением ряда независимых методов показали, что в середине 60-х годов в США ежедневно читали комиксы в газетах от 80 до 100 миллионов человек. Среди читателей газет 58% мужчин и 57% женщин читали в газете практически только комиксы. Даже во время второй мировой войны средний читатель газеты сначала прочитывал комикс, а во вторую очередь - военную сводку. Наибольший интерес к комиксам проявляют люди в возрасте 30-39 лет. Однако все дети школьного возраста (99%) читают комиксы регулярно. Обсуждение прочитанных комиксов - главная тема бесед у школьников, что делает этот жанр культуры важнейшим механизмом социализации детей.

* Вымышленные персонажи и даже прототипы искусственно созданной «человекообразной расы» как Супермен или Батман стали неотъемлемой и необходимой частью духовного мира американца. Когда автор известной серии «Лилль Абнер» Аль Капп ввел новый персонаж, Лену-гиену, «самую некрасивую женщину в мире», он попросил читателей прислать свои предложения с описанием черт ее лица. Он получил от читателей более миллиона писем с рисунками [62] .

* Такой необычайно эффективный «захват» массовой аудитории комиксы смогли обеспечить именно благодаря совмещению текста со зрительными образами. Получив такую власть над читателем, комиксы стали выполнять множество идеологических функций. Так, они стали главной «лабораторией», создающей новояз. Авторы комиксов вместе со специалистами по психоанализу и лингвистике, разрабатывают и внедряют в сознание неологизмы - новые слова, которые моментально входят в обыденное сознание, язык массовой культуры, а затем и официальный язык.



* В то же время карта воспринимается как продукт солидной, уважаемой и старой науки и воздействует на сознание человека всем авторитетом научного знания. Для человека, пропущенного через систему современного европейского образования, этот авторитет столь же непререкаем, как авторитет священных текстов для религиозного фанатика.

* Первыми предприняли крупномасштабное использование географических карт для идеологической обработки населения немецкие фашисты. Они быстро установили, что чем лучше и «научнее» выполнена карта, тем сильнее ее воздействие на сознание в нужном направлении. И они не скупились на средства, так что фальсифицированные карты, которые оправдывали геополитические планы нацистов, стали шедеврами картографического издательского дела. Эти карты заполнили учебники, журналы, книги. Их изучение сегодня стало интересной главой в истории географии (и в истории идеологии).



* В последние годы фабрикация географических карт (особенно в историческом разрезе) стала излюбленным средством для разжигания национального психоза при подготовке этнических конфликтов. Это - особая «горячая» сфера манипуляции общественным сознанием. Наглядная, красивая, «научно» сделанная карта былого расселения народа, утраченных исконных земель и т.д. воздействует на подогретые национальные чувства безотказно. При этом человек, глядящий на карту, совершенно беззащитен против того текста, которым сопровождают карту идеологи. Карта его завораживает, хотя он, как правило, даже не пытается в ней разобраться.

0

Это очередное покушение на покровы?
Ну и практически что все это нам дает?
Тему не читал.

0

Нельзя однозначно сказать, что Демократия и Тоталитаризм равны
естественно, не равны.

по поводу чтения - если кто-то не хочет читать длиннющую копипасту, это не означает его нелюбви к чтению в целом.. это как если человеку настойчиво предлагать съесть содержимое тарелки, накрытое крышкой, не разрешая узнать, что там.. отказ есть неизвестный продукт не означает, что человек вообще не любит есть.. человек рационально распоряжается своим временем во-первых, во-вторых ждет от автора темы того, что и сам сделал бы вместо копипасты или перед ней - краткое изложение сути текста своими словами.

Ну и практически что все это нам дает?
вот и я хочу знать, что дадут нам эти пространные и беспорядочные выкладки из Кара-Мурзы в разных темах с общим посылом "думайте сами, мое дело - выложить".. автор, если таким образом мы будем лицезреть каждый поразивший тебя параграф, форума не хватит :))))

0

Автор, прочитав такие вещи, внезапно осознал - теперь он носитель информации обладающей страшной и праведной истинной. И логично, что ему захотелось помимо личного самоудовлетворения этим фактом, поделиться истиной со всеми (при том зная, что переубедить он никого не сможет, но ведь доставляет сам факт такого публичного обличения). Часто детям нравится, когда на них смотрят при испражнении. У взрослых иные методы.

0

Автор, прочитав такие вещи, внезапно осознал - теперь он носитель информации обладающей страшной и праведной истинной.---ой ну как обычно..оставь свои замашки знающего людей мужа для своей учительницы..друг из тебя очень фиговый психоаналитик,а эти твои пафосные посты в стиле "я тебя знаю малышь" вызывают только улыбку.Не тужься.


Это очередное покушение на покровы?
Ну и практически что все это нам дает?
--Cлово демократия у народа неприязнь не вызывает.А тоталитаризм вызывает.Хотя не всегда то что двигает "демократия" полезно,но при этом как цепные псы на демакратов люди не бросаются..но тот же "тоталитаризм" может нести более благие намерения и более..хм....честно что ли.. однако реакция вы знаете какая будет.Взять тоже СССР и Сша.
Вообще изначально я хотел скопипастить сюда и "русский случай демократии" но философы вроде хвойного леса переварить многабукв просто не могут.Tак что хотя бы так.



Тему не читал.--такие вопросы задают после прочтения)

0

Ну и практически что все это нам дает?--Cлово демократия у народа неприязнь не вызывает.А тоталитаризм вызывает.
Кажется всё наоборот. Например ты. Ты же не исключение, таких много.
Я согласен на счет твоего мнения обо мне, но кирпичи всё же хорошие сделал =*
Да и сотворил сейчас такие же вещи что и я. Я плохой пример - запомни.

0

Ну и фигня...

При тоталитарзме народ не может дать пинка Власте. А при Демократии может. Вот тебе блин и разница.

В той же Киргизии, при её "российской демократии" бунт не утопили в крови, не сожгли города ракетами...
Если сейчас поднять в России митинг - никто не будеть бить в тебя боевыми пулями. А вот при товарище Сталине... Или при Иване Грозном...

0

Comrad_Fobos
При тоталитарзме народ не может дать пинка Власте.
Странная мысль...А что произошло с многими тоталитарными режимами? По сю пору у нас есть Франко, Чаушеску, Пол Пот?

В той же Киргизии, при её "российской демократии" бунт не утопили в крови
Т.е. 80 чел- для вас не кровь? Масштабно мыслите...

Если сейчас поднять в России митинг - никто не будеть бить в тебя боевыми пулями. А вот при товарище Сталине...
А в 93-ем чем стреляли? Шариками от пейнбола? Да и при Сталине прямиком митинги не расстреливали- а сажали. Потом расстрелять могли.

0

Ты много уделяешь внимания "случаям". Надо беседовать на эту тему исходя из статистики.
Поэтому.

Странная мысль...А что произошло с многими тоталитарными режимами? По сю пору у нас есть Франко, Чаушеску, Пол Пот?
Дать пинка - значит направить, "поругать", высказать недовольство. А в отношении тоталитаризма этого либо нет, либо это жестоко пресекается. А если Пинок будет удачным, то система тоталитаризма просто рушится, так как она не предполагает чьи-то там пинки.

А в 93-ем чем стреляли? Шариками от пейнбола? Да и при Сталине прямиком митинги не расстреливали- а сажали. Потом расстрелять могли.
93-ий опять же случай и результат определенных долговременных процессов, точка кипения. А Сталин планомерно расстреливал.

0